Маяки, указывающие дорогу в Крым

       1.Маяки Крыма

yaltinskiy-mayak.jpg
Маяк расположенный на причале в Ялте.

Что такое маяк?  Маяк – ориентир на дороге, море, пустыне, по которому  путники или корабли двигаются в нужном направлении.  Представьте – море, шторм не видно ни зги, а моряки  ведут борьбу за своё выживание  и за выживание их корабля. Они не знают, куда их занесли ревущие в ярости морские волны, они не знают где берег  и вдруг  на горизонте  блеснули огни, исчезли и снова блеснули. Маяк – появилась надежда, утроились силы, возможно, это спасение. Крым  окружён двумя морями со всех сторон, и только небольшой перешеек  соединяет полуостров с сушей, поэтому одной из достопримечательностей являются крымские маяки.

Вдоль берега полуострова снуют большие, многоэтажные корабли, яхты с белоснежными, как крылья чаек, парусами,  грузовые баржи.   Все маленькие и большие средства передвижения по морю, приветствуют гудками крымские маяки, а их на полуострове много, они разного типа. Одни маяки древние, а другие построены совсем недавно. Я расскажу вам дорогие читатели о самых основных маяках полуострова, но по мимо этих маяков есть ещё множество.

      2.Херсонесский маяк

На западе полуострова, в городе Севастополе, находится Херсонесский маяк.  В этом году херсонесскому маяку исполняется 200лет, так как начал служить он людям в 1816 году. Его позывные «СВ» знают все моряки, которые постоянно осуществляют плавание в этом районе, они высвечиваются каждую ночь азбукой Морзе.  За эти двести лет маяк был свидетелем многих событий, две войны, землетрясение, наводнение.  Он и сам был разрушен, потом реконструирован, потом снова разрушен  и снова восстановлен. Сегодня этот уникальный и необходимый морякам объект  обслуживается гидрографической службой Крыма, команда работников 9 человек, они круглогодично и круглосуточно обслуживают маяк. Возглавляет эту команду Шулевич Анатолий, а маяк стал комплексом, оснащённым новой высокоточной техникой и его влияние распространяется  от мыса Мангари до мыса Фиолент, что составляет 30 километров.  При Украине  маяк относился к Черноморскому флоту России и несколько раз был объектом споров, даже были попытки насильственного захвата, но всё обошлось миром. Возможно, поэтому маяк и сохранился в неплохом состоянии.

       3.Ай – Тодорский

Маяк также считается одним из старейших маяков на полуострове, начавшим свою работу в 1835 году, затем 1876 году был реконструирован.  Это проблесковый маяк, имеющий два проблеска через 6 секунд, зелёного цвета, а высота башни над уровнем моря составляет 87 метров. Маяк, также пережил три войны, в период которых он не работал, согласитесь, под обстрелом даже маяки не хотят работать. После Великой отечественной войны,  башня, жилое здание и служебные помещения были отремонтированы. В настоящее время на башне дополнительно смонтирован ещё радиомаяк  КРМ-300, дальность действия которого 150 миль.

  1. Евпаторийский маяк

Это первый железный маяк на полуострове, действующий с 1861года. Его высота над уровнем моря  16 метров. Проблесковый белый свет мелькает через каждую  минуту, но этот маяк был изначально неудобен, так как был оснащён масляной лампой, которая от ветра гасла, и смотрителю приходилось подниматься часто на башню. Реконструкция маяка проводилась в 1930, 1955 годах, а в 1970 году была сооружена новая железобетонная башня, на которой в 1976 году был установлен новый современный,  по тем временам, и мощный радиомаяк. Дальность действия, которого составляла 20 миль.

       5.Еникальский маяк

Маяк построен в 1820 году, возле крепости Еникале. Этот маяк освещал побережье в районе Керченского пролива, где бурно развивалось судоходство.  Маяк был вначале оборудован двенадцатью фитильными лампами на сурепном масле. Нелёгкую работу смотрителя маяка обычно выполняли отставные офицеры, прошедшие армейскую закалку, им приходилось очень часто подниматься на площадку, где были установлены фитильные лампы и зажигать, потушенные ветром огни фитилей.  В 1861 году маяк усовершенствовали, заменив  старые фитили на френелево – оптический аппарат, который был оснащён фитилями, работающими на керосине. В России такие аппараты не производились в то время, их закупили за границей. Прогресс не стоял на месте, без маяков судоходство было затруднено, поэтому  оборудование маяков  старались чаще заменять более совершенным. Так, в 1898 снова Еникальский маяк был модернизирован, на этот раз был установлен керосоно-калильный  аппарат, который служил верой и правдой вплоть до Великой отечественной войны.  Ну а война для всех война и маяки погибают на войне. Оборудование маяка было вывезено на Таманский полуостров, а обслуживающий персонал матросы  продолжали держать оборону, когда немецкие танки  подошли к маяку, матросы вызвали огонь на себя.  Так  разрушенный маяк стал свидетелем гибели,  тех, кто долгие годы ухаживали за ним, чистили и ремонтировали, а ещё с укором смотрел на останки тех, кто пришёл незваным гостем  к его стенам.  Уже в 1943 году Еникальский маяк, вернее то, что от него осталось,  снова  стал освещать путь проходящим мимо судам, используя временный фонарь. В 1946 году была возведена временная деревянная двадцатиметровая башня с фонарём сверху.  Только в 1953 году на месте старой башни была построена новая, современная, где были установлены дизель электрические агрегаты и аккумуляторная батарея.  В 2002 году  на  башне устанавливается  контрольно-корректирующая станция  морской дифференциальной  подсистемы ГЛОНАСС-GPS. Здесь же сейчас находится пост пограничной службы России.

        6.Бакальский маяк

Маяк, расположен на мысе «Песчаном», который выдаётся своей частью в Каркинитский залив, и создаёт угрозу при судоходстве. Этот мыс находится  в северо-западной части Крыма рядом с  селом Стерегущее. Этот маяк просто необходим для безопасного прохождения судов в данном районе, но в данное время он не работает должным образом, но в светлое время суток виден визуально, что помогает судам своевременно обогнуть мыс «Песчаный».  В ночное время, да и в непогоду, является радиопеленгуемым ориентиром для современных судов. Дойдёт очередь и до этого объекта, займутся его реконструкцией, восстановят.

          7.Ильинский маяк

История  этого маяка интересна  тем, что он построен был на частные пожертвования. В мае 1890 года коммерческий порт крымского полуострова переносится из Севастополя в Феодосийский залив,  где находилась удобная бухта, вдающаяся в берег и закрытая мысом Святого Ильи. Мыс этот с одной стороны затруднял, вход в бухту, а с другой стороны  оказался удобным для установки маяка. Гидрографический департамент в 1894году выбрал для постройки маяка именно это место, но средств  для сооружения маяка не было. Вот в этот момент и объявились  меценаты, Рукавишникова Мария Николаевна в 1897 году предложила свою помощь в финансировании маяка.  Дирекция маяков  прислала в письме план и чертежи маяковой башни, а также рекомендации в выборе типа маяка.  Руководил постройкой маяка Алексей Алексеевич Полонский, была приобретена световая установка под названием «шведский огонь».  Маяк и дом для смотрителя строился год.  17 февраля 1899 Дирекция маяков опубликовала для всех мореплавателей  извещение, что  «в Чёрном море,  вблизи Феодосии,  на мысе Ильи, у зюйд-остового  обрыва, установлен в деревянной будке  на вершине  деревянный козёл с часто переменный огонь с белыми и зелёными миганиями… Высота огня на уровне моря   214 футов и над поверхностью земли 32 фута».  Этот маяк  прослужил  довольно долго,  до 1912 года, когда его реконструировали, сделали металлическим и поставили более современный осветительный аппарат. В 1941 году маяк был разрушен артиллерийским огнём,  а после освобождения полуострова от фашистов в 1944 году поставлен временный маяк.  В 1955году на мысе Святого Ильи был построен капитальный каменный маяк и городок для обслуживающего персонала. Башня,  построенная из белого камня, имела высоту 15 метров, а также высокие окна,  наверху размещалось цилиндрическое фонарное сооружение, более совершенное, чем предыдущее.  В 2006 году фонарное сооружение ещё осовременили, соорудили светооптический модуль с яркими светодиодами.  Создание маяков это нелёгкий труд, но он всё более совершенствуется, создаётся новая, удобная техника и современным смотрителям  уже не нужно подниматься на башни в дождь и снег, под пронизывающем ветре, чтобы зажечь фитиль, затухший от ветра.

      8.Инкерманские маяки

Инкерманский маяк не один, а два и называется  инкерманский створ, это целая система береговых маяков. Эти маяки поставлены были по бокам  бухты  в 1821году и получили название Инкерманский маяк передний и Инкерманский маяк задний.  В 1808году Севастополь объявляется главной военной базой Черноморского флота, нужно было срочно навигационными приборами обезопасить вход в Ахтиарскую бухту  и естественное расположение гор у входа в бухту, как будь-то само помогало морякам, настольно они удачно были расположены. А одну из скал, расположенную у створа входа в бухту так и называли «Маячной», поэтому в 1820 году именно в этом месте, Инкерманском створе, началось строительство маяков, которые вступили в действие в 1821 году.  Маяки были  такие же как и на других маяках, фитильные, которые часто гасли в непогоду, но других тогда не было. В 1941 обе башни были разрушены  и только в 1944 году, после освобождения от фашистов  началось восстановление.  Сначала были установлены  передвижные прожекторные установки, а потом стали восстанавливать башни маяков.  В настоящее время это современные маяковые установки, куда подведены  линии электропередачи и которые полностью обеспечивают безопасность входа в бухту.

Приезжая в Крым, обратите внимание на маяки Крыма, где несут свою нелёгкую вахту, особенно в непогоду труженики полуострова, обслуживающие маяки, они первыми встречают вас в этом неповторимом краю.

Маяки, указывающие дорогу в Крым: 5 комментариев

  1. С одним маяком в Крыму мы очень хорошо знакомы. Это маяк на мысе Кыз-Аул. Муж с сыном до него часто на велосипеде доезжали, и фотографии есть. Гуляя вечерами, выходили к морю и наблюдали, как он светит. Маяк в Ялте тоже воочию видели. А другие может быть и видели маяки, но как-то не запомнились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *